Есть ли будущее у киевского органа | Новости культуры

Андрей Плахонин 6 сентября, 2021 – 18:11

  • Твіт

Есть ли будущее у киевского органа | Новости культуры1

— А вы представьте, какой это был ужас, когда там ещё и трамвай ходил, — парируют мне старожилы всякий раз,  только я начинаю ворчать, что, как бы громкой ни была музыка — да хоть Берлиоз, в зале киевской филармонии я слышу каждую проезжающую по брусчатке Владимирского спуска машину. Зато, чтобы услышать, как проезжают поезда метро под Николаевским костелом — до пожара вечером в эту пятницу органным залом, не нужно было иметь музыкального слуха. Это чувствует даже сидящий в кресле, извиняюсь, зад. Под бетонными конструкциями тоннелей построенных на плывунах в долине Лыбеди синей ветки метро местами просел грунт, и из-за образовавшихся под ними пустот с каждым годом они вибрируют все больше. — Я сам живу чуть дальше по Большой Васильковской, и, всякий раз, когда в тоннелях под моим дореволюционным домом, ровесником костела, на встречных курсах одновременно проезжают два поезда, дрожит пол, а сервант превращается в стеклянный ксилофон.

Филармония в первоначально спроектированном для банкетов и по стандартам второй половины XIX века «дискотек» (на самом деле, балов-маскарадов) здании бывшего Купеческого собрания, Национальный дом органной и камерной музыки в изначально дурно спроектированном и недостроенном, плюс еще и разрушающемся из-за метро Николаевском костеле … Статус глубокой культурной провинции по сравнению даже не с Западной или Центральной Европой, но и с, казалось бы, в последнее время в области политической культуры всё более смещающимися в сторону Азии Москвой и Санкт-Петербургом, определяется не только и не столько протяженностью велодорожек (да простят меня отечественные урбанисты), но и неутешительной статистикой количества театров, концертных залов, музеев и галерей на ревизскую душу жителей города. Почему в претендующей на более чем тысячелетнюю историю, любящей попрекнуть другие города в том, что у нас де церкви стояли, когда там ещё хвойные деревья росли, европейской столице до сих пор нет даже отдалено отвечающего современным стандартам зала классической музыки, на этот вопрос и у меня, и у моих читателей, уверен, найдутся десятки ответов… Но что ответы, современного зала-то всё равно нет.

Есть ли будущее у киевского органа | Новости культуры2

А теперь, уж простите за беспощадную откровенность, и плохонького, с отвратительной акустикой и вибрацией от метро, три десятилетия из-за просчетов метростроевцев простоявшего в строительных в лесах, но для меня, как и сотен тысяч киевлян при всех его врожденных и благоприобретенных недостатках за четыре десятилетия ставшего родным, тоже. Первый раз, насколько я припоминаю, через пару лет после открытия, меня привела туда мама. К органу с годами я остыл, а вот любовь к музыке барокко, которую я впервые ещё младшим школьником услышал в Малом зале Дома органной музыки, я пронес через всю жизнь. Кстати, Малый зал — небольшое, на три-четыре десятка стульев помещение в подвале с лучшей как по мне акустикой в Киеве, где исполняли инструментальную камерную музыку (и кто его сегодня помнит), без всякого пожара ещё в 90-х годах стал первой безвозвратной потерей, когда в костел впервые за три четверти века вернулась католическая община. — Теперь там малый алтарь. Так что, после этого звоночка, у городских властей, у Министерства культуры было более четверти века, чтобы решить проблему нового помещения. Двадцать лет назад вернуть костёл Римско-католической церкви обещали во время исторического визита Папы (да-да, Иоанн Павел II тоже поцеловал строительные леса), год назад специальное решение о строительстве в Киеве Дома музыки принял Кабинет министров… Но воз, вполне предсказуемо, и ныне там. А ведь, даже не перевези, просто перебери они не знавший 40 лет ремонта собранный в 1979 году тогда ещё чехословаками орган, старую проводку внутри конструкции из пересохшего дерева бы заменили, и сегодняшний пожар бы не случился.

Есть ли будущее у киевского органа | Новости культуры3

Впрочем, нет худа без добра. И пожар вмиг разрубил четверть века не решаемый узел проблем (невольный каламбур — провисевший четверть века дамоклов меч, наконец упав, разрубил гордиев узел). Ведь, скажем, созданный специально под помещение Николаевского костела, причем, что несовместимо с изначально культовым предназначением помещения, алтарного размещения орган, после перевозки в другой, пусть даже спроектированный под него зал, со всеми возможными «усовершенствованиями», о которых в субботу написал министр Ткаченко, с вероятностью беспощадно стремящейся к 100% не зазвучал бы. Но деньги на покупку нового никто б не дал. А порожденный пожаром информационный ураган, надеюсь, сдвинет с мертвой точки и зависший в мэрии вопрос выделения земли, и выделения в рамках распиаренного Банковой и Кабмином «Большого строительства» средств на новое, не украденное у церковной общины и на скорую руку приспособленное, а на специально спроектированное помещение, и на современный инструмент. — Можно долго вздыхать по сгоревшему артефакту светского/советского органостроения, но вы бы видели и слышали только, какие сейчас немцы и французы делают органы!

Есть ли будущее у киевского органа | Новости культуры4

Орган открытой в 2017 году Эльбской филармонии (Гамбург). Создан компанией Johannes Klais Orgelbau (Бонн). Создавался 8 лет. 69 регистров с 4 765 трубами, 380 из которых деревянные. Все 2 миллиона евро, за которые был приобретен этот уникальный инструмент, выделил гамбургский предприниматель Петер Мёрле (увы, скончавшийся в прошлом году).

 

Есть ли будущее у киевского органа | Новости культуры5

Орган открытого в 2018 году концертного зала «Зарядье» (Москва). Создан французской компанией «Muhleisen» (компания, тем не менее, с глубокими немецкими корнями). Он ещё больше гамбургского — 85 регистров и 5872 трубы. Как можете убедиться, и здесь предпочли размещение инструмента в центре зала, скрыв значительную часть труб специальными конструкциями. Ну, Россия не Германия, здесь средства на инструмент поступили из бюджета.

 

Есть ли будущее у киевского органа | Новости культуры6

Орган открытой в 2015 году Парижской филармонии. Создан австрийской компанией «Rieger Orgelbau». Он ещё больше — 91 регистр и 6055 труб. Как вы можете убедиться, и здесь создатели предпочли центральное расположение инструмента. Они идеально не только с точки зрения дизайна, но и для использования органа в качестве симфонического инструмента.

Конечно, Украине не по карману бюджеты от трети, до трех четвертей миллиарда евро, в которые обошлись три приведенных выше в качестве примера недавно построенных зала в Гамбурге, Москве и Париже (конечно, можно было бы вспомнить ещё и помпезный Концертный зал Центра Гейдара Алиева в Баку, но у нас нет привыкшей тратить деньги не считая потомственной диктатуры и такого количества нефти и газа). С другой стороны, Киеву не нужны залы на несколько тысяч посадочных мест, — построив Дом музыки так же на 2-3 зала, можно спокойно вдвое, а то и втрое уменьшить их масштаб. Ну и, наконец, о площадке для строительства. Я неспроста в качестве примера выбрал эти 3 проекта (в запасе у меня из новостроек на выбор были ещё Валенсия, Лос-Анджелес, Харбин и Дом музыки в Москве — представляете, в столице России за последние 20 лет построили целых два современных концертных комплекса, специализирующихся на исполнении классической музыки!). Дело в том, что из этих трёх только «Зарядье» расположено в центре города — на месте сгоревшей в 1977 году гостиницы «Россия» (в двух кварталах от Николаевского костела простаивает превосходная площадка бывшего трамвайного парка, ау, Кличко!). Парижскую филармонию возвели на самой окраине — в далеко не самом гламурном XIX округе, сделав её частью проекта по преображению городской среды. Гамбургская Эльбская филармония возведена на острове Грасброок на месте уничтоженных союзной авиацией в годы Второй мировой войны портовых складов XIX века. Тоже, мягко говоря, далеко не самый престижный район города, который со строительством 110-метрового 26-этажного здания филармонии (здесь также расположены отель, офисы, торговый центр и дорогие квартиры, но при том что метры в нём разлетались как горячие пирожки, возведенное казалось бы в промышленной зоне здание все равно ниже городской доминанты церкви Святого Михаила — невиданный для нынешней Украины пример градостроительной культуры) получил новую жизнь.

Есть ли будущее у киевского органа | Новости культуры7

Проект Гамбургской Эльбской филармонии. Кажется, только немецкий разум мог породить такую запредельную функциональность. Почти немецкий, авторы проекта швейцарское архитектурное бюро «Herzog & de Meuron Architekten».

 

Без сомнения, уничтоживший киевский орган пожар это боль. — Боль от потери, боль от пока что бессилия изменить хоть что-то, кроме фамилий под копирку некомпетентных мэров и министров. Но с другой стороны, это шанс. Шанс наконец сдержать данное Иоанну Павлу II слово, и вернуть старый долг католической общине города. Предварительно, естественно, отреставрировав костел (не только покрасив стены и фасад, как изначально предполагалось, но и укрепив фундамент). Это шанс наконец построить пусть не масштабов мировых столиц, но мирового класса исполнения современный концертный комплекс. Чтобы сделать Киев ещё чуть-чуть больше Европой. Чтобы когда-нибудь в будущем (это уже, кажется, совсем неисполнимая мечта) подросло новое поколение (у Киева появился мэр, а у Украины министр культуры), в чьем культурном багаже нашлось бы место и классической музыке, а не только сериалам и шоу уровня телеканала «1+1».


Источник